С миру по нитке

Ответственный за уют

Можно с уверенностью сказать, что текстиль играет чуть ли не главную роль в оформлении жилища. Являясь одним из последних штрихов оформления интерьера, он делает любое помещение уютным и живым. От того, какие при этом используются ткани, зависит общая атмосфера в помещении и настроение, которое оно будет создавать. С помощью текстиля можно подчеркнуть вкус хозяев, даже прикрыть огрехи проектировщиков и строителей. С другой стороны, неверно подобранные по цвету и фактуре ткани могут испортить даже очень стильный и интересный интерьер. Вот почему к оформлению текстилем и, в частности, выбору тканей нужно относиться очень серьезно.

Итак, ткани должны сочетаться. Это аксиома. Между собой и с отдельными элементами, присутствующими в помещении - будь то мебель, отделка стен или светильники. Совсем не обязательно, что это будут дорогие ткани, ведь даже самые простые материалы при их умелом использовании могут стать яркой, впечатляющей деталью, на которую будут обращать внимание. При этом в одном помещении, но в разных элементах текстиля – шторах, тюле, покрывалах, подушках, скатертях могут использоваться ткани одинаковые по цвету, но разные фактуре, разные по цвету, но имеющие схожий рисунок и наоборот. В любом случае, это сочетание и создает гармонию, благодаря которой в помещении находиться приятно и комфортно.

Sos, или сами с усами

Безусловно, оформление помещения тканью должно происходить при непосредственном участии профессионалов, особенно это касается дорогих изысканных интерьеров. Можно, конечно, самому оформить пространство дешевыми турецкими тканями, которые сегодня во множестве продаются в магазинах, однако добиться с их помощью индивидуальности будет крайне сложно. Действительно, помощь дизайнера в этом вопросе, можно сказать, жизненно необходима, ведь при создании дизайн-проекта специалист учитывает все нюансы – размер и общую стилистику помещения, функциональность и практичность моделей и тканей. Дизайнер примет во внимание даже такую, казалось бы, незначительную деталь, как ширина подоконника, от которой напрямую зависит вынос карниза от стены. Любые простенки, розетки и батареи, высота потолков и освещенность помещения не останутся незамеченными профессионалом. Самостоятельность же в таком вопросе может обойтись достаточно дорого и обернется зря потраченными временем и средствами. Кроме того, интерьер-студии часто наряду с тканями предлагают текстильные, бумажные и виниловые обои, а также свет, что позволяет оформить интерьер в едином стиле (к числу таких студий относится, например, «Ампир-Декор»). Пошив штор, покрывал и подушек займет у заказчика минимум времени и сил, а результат с лихвой оправдает любые денежные вложения.

С чего начать

Если вы приняли благоразумное решение обратиться за помощью к профессионалам, прежде всего, запаситесь терпением. Качественно и быстро в данном случае - прямо противоположные понятия. Как правило, индивидуальный и изысканный вариант текстильного оформления создается из красивых европейских тканей, которые необходимо ещё заказать или, в лучшем случае, привезти со склада (если в компании действует складская программа). Создание эскиза, пошив и установка готовых изделий не займет много времени, а вот ожидание доставки ткани затягивает процесс. И если на составление дизайн-проекта уходит, в зависимости от сложности, от 1 недели, то увидеть законченную работу во всем своем великолепии вы сможете только через полтора – два месяца. Если же окна и мебель необходимо одеть в самые кратчайшие сроки, то ткани выбираются не с учетом того, что смотрелось бы в интерьере выигрышно, а того, что есть в наличии. Таким образом, спешка значительно сужает выбор тканей.

Итак, набравшись терпения, можно смело идти к дизайнеру. Чтобы он смог точно подобрать оттенок ткани и составить хотя бы приблизительную смету заказа, нужно взять кусочек обоев, ткани от обивки мебели или подушку и знать размеры окна. Впрочем, специалист практически всегда выезжает на объект, чтобы детально изучить обстановку, которая сможет натолкнуть его на какое-нибудь интересное решение. Мебель с резьбой или яркой обивкой, нетрадиционная форма окна, цвет и фактура стен и всё остальное, что можно согласовать с текстилем, дизайнер видит воочию и делает соответствующие выводы.

Приведем традиционные варианты текстильного оформления. Если обои имеют какой-нибудь ярко выраженный рисунок, то подбираются однотонные шторы и тюль с рисунком, хоть как-то перекликающимся с обойным. Если же стены однотонные, то целесообразно подобрать портьерную ткань с оригинальным орнаментом, а тюль оставить не привлекающим взгляд полотном. Иногда слишком яркий цвет и фактуру стен нужно нейтрализовать, в этом случае цвет ткани подбирается к обивке мебели. Считается также, что тюль не должен быть темнее штор. Шторы, в свою очередь, могут быть темнее обоев и даже в тон, однако последний вариант лучше использовать, если на обоях или шторах есть рисунок.

Впрочем, даже эти неписаные правила в определенной степени субъективны. И в первую очередь всегда учитывается мнение заказчика. Если его привлекает спокойная и разреженная обстановка, весь текстиль подбирается сближенных тонов. Если, наоборот, он хочет внести в интерьер своей комнаты «изюминку», сделать акцент на ткани, то дизайнер работает уже в этом направлении и предлагает известные сочетания зеленый-красный, синий-желтый и т.д. Не навязывая свое мнение, дизайнер постепенно воплощает в жизнь представления заказчика о гармоничном интерьере.

Гармония или какофония?

То, что текстиль согласуется с прочими деталями интерьера, ещё не означает, что элементы текстиля гармонируют друг с другом. А ведь создать комплексное оформление комнаты – от штор до покрывала или скатерти – дело и сложное, и ответственное.

Как правило, ткани подбираются близкие по фактуре и цвету. Например, великолепно будут смотреться на окне шторы из тафты и тюль из органзы. Если портьерная ткань имитирует фактуру льна, то и тюль должен приближаться к натуральным. Часто существуют целые коллекции тканей-компаньонов: в единой цветовой гамме, но имеющие различные узоры (например, растительный рисунок, геометрический орнамент (меандр) и полоски). Тогда для портьер используется ткань с растительным рисунком, а покрывало можно сшить из ткани с мелким геометрическим узором. Именно благодаря функциональности такие коллекции являются чрезвычайно удобными и популярными.

Большинство же дизайнеров старается в текстильном оформлении использовать одни и те же ткани. Интересно, что однотонная портьерная ткань сочетается с тюлем, имеющим красивый орнамент, не только на окне. Иногда для покрывал такая портьерная ткань берется за основу, а на неё накладывается тюль и, таким образом, получается красивое двухслойное покрывало. Технически сделать это очень сложно, но, тем не менее, полученный результат того стоит. Таким образом, ткани, участвующие в оформлении окна, присутствуют и в покрывале, и в подушках. Ещё более эффектно такое покрывало смотрится, если вместо обычного тюля используется органза, наложение которой на цветную ткань дает очень интересное цветовое сочетание.

Часто традиционный подход – плотная портьерная ткань и легкая тюль – заменяется более легким и воздушным вариантом из тонких прозрачных тканей. В этом случае покрывала шьются из этой же ткани на подкладке и синтепоне, чтобы оно имело форму. Покрывало может быть стеганым или не стеганым, с воланами, буфами, складками и дополнительными декоративными элементами.

В общем же, ткани можно комбинировать как угодно. Даже совмещение льна с органзой на окне может выглядеть весьма эффектно. Не зря же на вуали часто делают аппликации из других тканей – шелка, хлопка, тафты и того же льна.

Мода на подхвате

Каждый интерьер индивидуален и у каждого есть свой стиль. Как и в одежде, в интерьере использовать лишь то, что модно, было бы неправильно. Поэтому ткань нужно подбирать с учетом тех задач, которые стоят перед оформителем. Классический интерьер со старинной мебелью, хрустальной люстрой и лепниной диктует выбор классического оформления помещения. Соответственно, модель штор и ткани будут подбираться классические – с кистями, подхватами и ламбрекенами из ткани с классическим рисунком.

Кроме того, сейчас в моде многослойность, о которой мы уже не раз упомянули. За основу в таком варианте декорирования берется однотонная ткань, а для верхнего слоя – прозрачная вуаль или органза с вышивкой, растительным или геометрическим орнаментом. В качестве верхнего слоя превосходно будет смотреться органза с эффектом «хамелеон». Два слоя соединяются либо шторной лентой, либо просто крепятся на разных уровнях карниза.

Всё чаще в интерьере используются легкие ткани с вытравкой, вышивкой, «окошечками» и выпущенными нитями. В моду входят новые держатели для штор - уникальные крепления на кнопках, кожаные кольца, легковесные металлические держатели самых разных форм, вплоть до прищепок и квадратных держателей, магниты, которые вместо прихватов отлично поддерживают ткань. Всё это – достойная замена люверсам, лямкам и крючкам. Люверсы, в свою очередь, сегодня часто используются не в качестве средства крепежа, а в качестве декоративного элемента. При этом сочетают люверсы разных размеров и даже цветов (в детской комнате).

Кстати, раз уж мы заговорили о креплениях, то следует учесть, что карниз и шторы – неотделимы друг от друга, и выбирать их нужно комплексно, поскольку карниз тоже выполняет декоративную функцию и стилистически связан с тканями и моделью штор.

Зимой и летом – разным цветом

Если в Европе менять шторы в зависимости от сезона уже давно вошло в привычку, то для нас это явление относительно новое. А между тем, такая, казалось бы, мещанская «замашка» не только позволяет менять интерьер и вносить в него новое веяние, но и имеет определенное практическое обоснование. Так, шторы регулярно стираются; летом плотные (а значит, и дорогие) ткани не выгорают, легкие же пропускают больше света и свежего летнего воздуха. Конечно, ещё лучше, если есть шторы на все четыре сезона плюс праздничный комплект, но в современных условиях такой вариант по карману далеко не всем.

Между собой сезонные шторы отличаются, как уже было сказано, плотностью и цветом. Зимой, возмещая потребность в теплоте и уюте, на окно вешают тяжелые, бархатистые ткани теплых оттенков. Летом, когда в комнату хочется впустить больше солнца, вешают легкие и яркие, красочные ткани. Иногда используют и светлые холодные оттенки. Весна, ассоциирующаяся с пробуждающейся природой, обуславливает выбор ярких зеленых тонов. Осенью же, наоборот, окна принято украшать тканями красных оттенков, оранжевого и терракотового цветов.

Ткани подбираются также в зависимости от настроения и атмосферы, которую хозяин хочет создать в комнате. Если комната предназначена для отдыха, в оформлении интерьера используются спокойные оттенки. По фактуре ткани выбираются обычно матовые - создающие интимность и уют. Нарядность и энергичность помещению придают блестящие, переливающиеся ткани – органза, атлас, сатин, ткани с люрексом. Даже темные оттенки за счет блеска смотрятся легко и непринужденно. Мятые и жатые ткани в любом помещении способны создать современное настроение. Нередко на ткани нашиваются стразы, пайетки, прикрепляются изящные бабочки. Все эти элементы делают оформление окна ещё более красивым и оригинальным.

Впрочем, главное правило, которое нужно помнить и применять на практике – использовать только те материалы и цвета, которые нравятся самому хозяину интерьера. Правда, в большинстве случаев при этом ориентируются не только на фактуру ткани модель штор, но и на стоимость текстильного декора, которую каждый определяет самостоятельно. Есть минимальные и максимальные границы цен, которые зависят от сложности модели, стоимости погонного метра используемых тканей и их расхода, вариантов карнизов и басонных изделий, а также размеров окна или кровати. Если вы хотите оформить окно с помощью дизайнера, то заранее приготовьте от 400 у.е. Если же вы решили довериться своему собственному дизайнерскому видению интерьера, то необходимо будет заплатить за ткань – от 40 у.е. за погонный метр. Но не забудьте, что в последнем случае никто не гарантирует, что ваше жилье станет действительно уютным.

Благодарим компании «Ампир-Декор», «Эклектика», «Авантаж», «Линия света» и Дизайн-студию Наталии Уютной за помощь в подготовке материала.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Виктория, дизайнер интерьер-студии «Эклектика»

Месяцами ожидая окончания ремонта, люди подчас нетерпеливо и несерьезно относятся к текстильному оформлению помещения. В то же время дизайнеру приятно работать с тем заказчиком, который ценит и любит свой интерьер и не хочет последней каплей если не испортить общее впечатление, то, по крайней мере, сделать что-то невнятное и недостойное. Когда заказчик терпеливо ждет и прислушивается к мнению дизайнера, результат получается и лучше, и интересней.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Екатерина Барменкова, компании «Авантаж»

Сейчас моден стиль фьюжен, эклектика, совмещение несочетаемого: лен и органза, плюш и атлас (матовый и блестящий), пошив легких тканей по конструктивам тяжелых и наоборот. Следует отметить, что существует мода и на конструктивы. Так, например, вариант, при котором решается сразу две задачи: создание интимной, безопасной зоны и одновременно романтичной, фантазийной атмосферы. Достигается это посредством использования узких горизонтальных жалюзи и небрежно задрапированной органзы (вуали), для прочей романтичности «положенной» на пол. Или другой вариант: римские шторы из плотной ткани с интересной (в большинстве случаев «экологичной») фактурой, в сочетании все с теми же легкими портьерами по краям. Исчезает спрос на сложные с конструкторской точки зрения портьеры. Максимум используют узкие жесткие ламбрекены или перекиды из плотных тканей, в остальной части модели это вуаль, органза, другие полупрозрачные ткани, или простые шторы на люверсах, с каким-то дизайнерским акцентом, например, контрастной полосой сверху и т.п.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА компании «Ампир-Декор»

Примеры стоимости 1 м.п. ткани

Наименование Цена, руб.
Портьерная ткань Perlanta, Турция, «Бакара», односторонняя, высота 3 м 660
Портьерная ткань Perlanta, Турция, «Сатен», односторонняя, высота 2,8 м 300
Портьерная ткань Devore, «Beijing», Израиль, двухсторонняя, высота 3 м 650
Портьерная ткань Stilo, Германия, ширина 1,5 м 660
Портьерная ткань, Италия, с эффектом бордюра, высота 3 м 3000
Портьерная ткань «Camellia», Бельгия, с вышивкой, ширина 1,5 м 1100
Тафта, Турция, однотонная, высота 3 м 610
Плюш Ruger, Германия, ширина 1,45 м 730
Шинил Velarde, Испания, высота 2,8 м 600
Вуаль Perlanta, Турция, однотонная, высота 3 м 180
Вуаль Devore, Словения, с прошивками из другой ткани, высота 3 м 600
Вуаль Devore, Германия, жатая, с вышивкой, ширина 2,6 м 1040
Органза «Мираж», Франция, с эффектом «хамелеон», высота 3 м 1300
Органза «Wallonia», Бельгия, однотонная, двойная, высота 2,8 м 1200
Органза Ruger, Германия, с аппликацией из другой ткани, высота 2, 95 м 1400

Мария ЛЕНСКАЯ. Журнал «Жилая среда». №10 декабрь 2004.

Возможно, Вас также заинтересует: красивые шторы на кухню.